Исследовательская деятельность

В помощь учителю
Как организовать исследовательскую деятельность 

с учащимися

Огромная благодарность за творческое сотрудничество Кудейко Михаилу, 
Елене Радевич, 
Фалей Наталье.
Без них ничего бы не получилось!

 «Дорога» в неизведанное и непознанное
Игра «Дорога» - это  особый метод вовлечения детей в исследовательскую деятельность, метод стимулирования их активности.  Почему дорога? Это символично. Путь, который проделывают учащиеся от выбора темы исследования до получения конкретного результата можно сравнить с настоящей дорогой, путешествуя по которой ребенок встречает дорожные знаки, остановки, информационные табло, указатели направления движения. Игра «Дорога» так же имеет своеобразные знаки и указатели, которые позволяют наглядно демонстрировать все этапы исследовательской деятельности, условия продвижения и рекомендации. Преимущества наглядно-образного приема в том, что учитель видит продвижение каждого ученика, а также целостную картину исследовательского поиска всего класса.

Что берем с собой в «Дорогу»

Для организации игры и игрового пространства необходимо создать:
üмакет дороги из бумажных листов формата А-1 (для удобства пользования все полотно покрывается скотчем, для того, чтобы можно было с легкостью передвигать фигурки автомобилей) (Приложение 1);
üдорожные знаки, стоящие по сторонам дороги (каждый знак символизирует  шаги исследовательской деятельности, то есть названия этапов);
üинформационные знаки (памятки);
üсредства передвижения: картонные фигурки автомобилей, автобусов, велосипедов созданные руками детей по выбору (можно с вклеенными фотографиями детей или надписями имен);
üдневники наблюдений и фиксации результатов (блокноты или тетради для записей);
üпапка-портфолио (для собранной информации);
üмаршрутный лист (индивидуально для каждого, так как дети будут работать не только в школе, но и дома руководствуясь поэтапной моделью проведения исследования с прилагающимися памятками «Наш маршрут».
Правила «Дорожного» движения
1.Участник должен пройти все этапы от начала игры до ее конца.
2.Время прохождения всех этапов определяется каждым участником самостоятельно.
3.Каждая остановка символизирует пройденный этап исследовательской деятельности.
4.Результаты каждого этапа фиксируются и заносятся в дневники наблюдений.
5.При прохождении каждого этапа необходимо руководствоваться памятками, которые находятся на информационных знаках.
6.По мере прохождения дороги средства передвижения перемещаются с пройденного этапа на следующий.
7.Не нужно торопиться пройти весь путь сразу, ведь важно как можно больше узнать на каждой из остановок.

«Дорожный» инструктаж-погружение
Одним из важнейших этапов организации игры является процесс «погружения», позволяющий не только разъяснить условия игры, но и мотивировать малышей к участию в долгосрочной исследовательской деятельности.
Прежде всего, необходимо вместе с детьми обсудить и разобраться с понятием «исследование». В этом могут помочь следующие вопросы:
-Что такое исследование?
-Где и как человек может проводить исследования?
-Что нужно для того, чтобы быть хорошими исследователями?
С опорой на жизненный опыт уместно обратить внимание детей на макет дороги и попробовать актуализировать их знания с помощью вопросов:
-Как водители ориентируются на дороге?
-Какие знаки на дороге помогают в этом?
-Как можно зафиксировать все то, о чем вы узнаете во время движения?
Разъясняя детям условия участия в игре, педагог должен как бы «обыграть» ситуацию, чтобы ребенок не только услышал информацию, но и образно ее себе представил: «Каждый участник будет двигаться по дороге «исследования» на своем транспортном средстве (автомобиле), на котором написана фамилия водителя; ориентиром движения на каждом этапе будут памятки и знаки; в процессе движения по дороге можно оказывать друг другу помощь; всю собранную информацию вы будете записывать на странички своих дневников наблюдений.
Как обычно, в конце любой дороги, хочется присесть отдохнуть, огля­нуться назад и проанализировать пройденный путь. Первичные впечатления начинающего движение не всегда оптими­стичны: «дорога» исследований тяжела, продолжительна и утомительна, а главное, сомнительна: получится ли дойти до логического конца, нужно ли это.
Впечатления путника, который преодолел продолжительный, трудный и поначалу сомнительный путь, отличны от первоначальных: они - окры­ляют. Человек, который обрел уверенность в своих силах, пополнил зна­ния от увиденного, услышанного, освоенного, утвердился в правоте своих изысканий, получив положительный результат, никогда не остановится на достигнутом, его всегда будет манить «дорога» в новое, неизведанное, непознанное. Не это ли является результатом деятельности педагога, от­правляющего в «дорогу» исследований маленького, любопытного, не уверенного в своих силах и возможностях ребенка?





Игра «Дорога» 
Позволяет демонстрировать все этапы исследовательской деятельности. Преимущество этого приема в том, что учитель видит продвижение каждого ученика, а также целостную картину исследовательского поиска всего класса.



Формирование исследовательских умений с помощью мультфильмов

Мультфильм — один из видов медиаресурсов, не только доступный для понимания детьми, но и обладающий большим образовательным потенциалом. Он несет заряд положительных эмоций, учит радоваться, сопереживать, а также является источником новых знаний. На внеклассных мероприятиях, связанных с организацией исследовательской деятельности ребят, учитель имеет возможность на основе мультипликационных сюжетов содействовать выработке у учащихся специальных умений: определять проблему; устанавливать причинно-следственные связи; делать соответствующие выводы из полученной информации.





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ













"Знаки разные нужны"



"Осторожно, скользко!"

"Ці можна хутка і трывала запомніць беларускія словы?"



"Дорога жизни Черникова Федора Ивановича"





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии